Комплексная система управления качеством продукции кожгалантерейных фабрик

Управление качеством продукции (ГОСТ 15467—79) — это действия, осуществляемые при создании, эксплуатации и потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Развитие и совершенствование методов управления качеством привело к разработке и внедрению в объединениях, на предприятиях комплексной системы управления качеством продукции.
Комплексная система управления качеством продукции, реализуемая в виде комплекса мероприятий, методов и средств, систематически осуществляемых на предприятиях, в НИИ, КБ и других организациях, направлена на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции. Эта система на предприятиях является одной из важных функциональных подсистем АСУП, в которой используются ЭВМ и другие технические средства для сбора и обработки информации о качестве продукции.
Основные задачи КС УКП следующие: установление показателей качества, необходимых при планировании, разработке новых и совершенствовании существующих видов продукции; обеспечение установленных показателей качества на стадии производства продукции; сохранение достигнутых показателей качества продукции при реализации и потреблении.
Система управления качеством продукций содержит элементы общей теории управления: управляемый объект (качество продукции), планирование (план повышения качества продукции), оперативное управление (технический контроль качества) и др. Как показал опыт внедрения системы управления качеством продукции на предприятиях страны, наибольший технико-экономический эффект достигается в том случае, если эта система имеет комплексный характер, т. е. охватывает все стадии и сферы производственной деятельности от создания до потребления продукции: проектирование, изготовление, эксплуатацию; распространяется на все службы предприятия; предусматривает совокупность воздействий технических, организационных, экономических, социально-психологических и др.; базируется на широком применении стандартов предприятия (СТП), регламентирующих многие процессы и деятельность подразделений и служб предприятия; предусматривает объективную оценку качества труда всех исполнителей и коллективов.
Планирование качества как функция управления состоит в установлении плановых количественных показателей качества, в разработке мероприятий по повышению его уровня и обеспечении этих мероприятий необходимыми ресурсами.
Планирование повышения качества машиностроительной продукции осуществляется на всех стадиях создания изделий, начиная со стадии научных исследований, проектно-конструкторских работ, изготовления опытных образцов и кончая производством продукции.
В планах объединений, предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов продукции, а также система наценок и скидок за продукцию различных категорий качества. В этом случае указываются конкретные сроки замены, а также изделия, осваиваемые вместо заменяемых. При разработке планов снятия с производства морально устаревших изделий используются карты технического уровня и качества продукции.
Показатели удельного веса продукции высшей категории и суммы наценок и скидок с цен за продукцию учитываются при образовании фондов экономического стимулирования.
При разработке плана повышения качества продукции предусматривают следующие мероприятия:

  • развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению качества продукции и ускорение использования их результатов в разрабатываемых и совершенствуемых изделиях, сборочных единицах и деталях;
  • внедрение прогрессивных технологических процессов и методов контроля;
  • повышение технической оснащенности контрольных, испытательных и измерительных операций и т. п.