Основы композиции в художественном конструировании одежды

Произведения дизайна характеризуют образность, коммуникабельность, пластичность, техничность и организованность. Степень соответствия этим принципам определяет художественность формы.
Композиция — объединение всех элементов формы художественного произведения в единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание данного произведения.
В дизайне различают два вида композиции: композицию на плоскости, имеющую два измерения, и композицию объемную (пространственную), имеющую три измерения.
К композиции на плоскости относится художественное оформление таких промышленных изделий, как ткани, ковры, обои, различные штучные изделия, скатерти, платки и др.
Художественным решением костюма (одежды, обуви, головных уборов и др.) занимается объемно-пространственная композиция.
Композиция в одежде — организация всех элементов ее формы средствами построения единства для выражения ее содержания.
Произведения дизайна, в частности одежда, представляют собой единство содержания и формы. Причем форма одежды находится в зависимости от ее содержания. Содержание одежды определяет ее назначение, т. е. то, для кого и для чего она создана. А так как содержание бифункционально (имеет техническую и художественную функции), то преобладание той или иной функции будет зависеть от назначения. Композиция формы одежды должна вести к раскрытию содержания в целом и ее функций в частности.
Компонуя предмет, художник-конструктор наделяет его функциональным, техническим и «духовным» содержанием, создает содержательную красоту. Специфика композиции предмета связана прежде всего с изменением его формы в соответствии с той ролью, которую предмет выполняет в жизни человека, с материалом, из которого он сделан, с конструктивной схемой, определяющей его структуру.
Цель композиции — не только создание функционально, технически и технологически совершенной формы, но и придание ей эстетических, художественных качеств — красоты, гармонии, соразмерности частей и целого, образности, стилистической связи с другими предметами, окружающими человека в жизни.
Во всяком художественном произведении все элементы, его слагающие, должны быть оправданы. Все лишнее или недостаточно хорошо выражающее мысль автора должно быть отброшено. Разумеется, в композиции костюма (как и в изобразительном искусстве) не всегда бывает легко объяснить целесообразность того или иного художественного приема, иногда находящегося в сложной взаимосвязи с целым рядом других факторов.
Различные элементы формы костюма и их комбинации в силу особенностей нашего зрения и способности к возникновению определенных ассоциаций воспринимаются нами по-разному. В этом заключается основное свойство композиции. Но нельзя также не учитывать, что механические комбинации, связи элементов формы костюма, одежды все же не являются ведущими, так как социально-идеологические факторы часто изменяют наш взгляд на композицию, как будто бы целостную, правильно организованную (в этом заключается общеизвестное влияние социально-идеологического отношения человека к восприятию и пониманию красоты).
Композиция представляет собой и особый художественный язык, посредством которого художник через форму передает свои идеи, мысли, чувства, отражающие действительность. Здесь следует также уяснить, что такое художественный образ как форма отражения действительности. Поясним это сначала на примере произведений живописи.